ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта:«Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями»
Автор педагогического опыта: Чеснокова Анна Сергеевна, учитель-логопед ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта
Важная роль в процессе коррекционно-логопедической работы принадлежит развитию коммуникативной функции речи ребенка. Важным фактором необходимым для осуществления коммуникативной деятельности, является наличие у партнеров определенных коммуникативных умений и навыков, сформированность которых предполагает не только владение средствами коммуникации, но и умение свободно и адекватно использовать эти средства в меняющихся условиях естественного живого общения. Общение является основным средством психического развития ребёнка, важнейшим фактором формирования личности, одним из главных видов деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Это необходимое условие полноценного развития человеческого мышления. Общение придаёт логический характер процессам памяти, организует восприятие, влияет на протекание волевых процессов и эмоциональных переживаний.
Детям с интеллектуальными нарушениями в большей степени трудно овладевать коммуникативными функциями речи, так как нарушение познавательной и речевой функций влечет за собой нарушение процесса коммуникации в целом. Несформированность коммуникативных умений и навыков приводит к трудностям взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми. В связи с этим сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы по формированию коммуникативных умений и навыков
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одной из характеристик базовых учебных действий, которые формируются у данной категории школьников являются коммуникативные. Формирование коммуникативных умений и навыков является основной задачей коррекционно-логопедической работы. При этом работу необходимо строить в процессе более доступного для ученика вида деятельности, то есть игровой.
Таким образом, формирование правильной речи у детей с интеллектуальными нарушениями, обогащение и расширение их словарного запаса, на данный момент является актуальной проблемой.
Основная идея педагогического опыта
Главное направление коррекционно-логопедической работы сосредоточено на создании у младших школьников с системным нарушением речи необходимости в общении, на побуждении к обмену мыслями и впечатлениями. В соответствии с данным направлением были определены задачи:
1. обучение детей речевым средствам общения;
2. развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими, умения сопереживать;
3. формирование у детей навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами и т.д.);
4. развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
5. воспитание у школьников интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
Во время логопедических занятий у обучающихся формируются следующие коммуникативные умения:
– всту¬пать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – уче¬ник, ученик – класс, учитель − класс);
– использовать принятые ритуалы со¬ци¬аль¬ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
– обращаться за по¬мо¬щью и при¬нимать помощь;
– слушать и понимать инструкцию к учебному за¬да¬нию в разных видах деятельности и быту;
– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В ходе логопедических занятий мы активно используем различные компоненты игровой деятельности. Детям предлагаются предметные, дидактические, ролевые, сюжетные, подвижные, игры-драматизации, а также речевые игры. Игры подбираются в соответствии с намеченными целями, выделенными направлениями логопедической работы. При их проведении мы обращаем особое внимание на возможность формирования и закрепления определенных вербальных и невербальных средств, коммуникативных умений и навыков.
Таким образом, формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями строится на применение игровых технологий.
Теоретическая база опыта
О важности речевого развития ребенка, о речи как способе общения, о развитии ее коммуникативной функции говорится в исследованиях А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.
В данных психолого-педагогических исследованиях теоретически обосновывают сущность и значимость коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка. М.И. Лисина определяет общение как коммуникативную деятельность. Кроме того, доказывается, что коммуникативные умения и навыки способствуют психическому развитию ребенка.
Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с интеллектуальными нарушениями (И.А. Емельянова, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Е.Ф. Соботович и др.). Это объясняется, с одной стороны, недоразвитием познавательной деятельности, а с другой – низким уровнем сформированности коммуникативных умений и навыков у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями.
Новизна
Новизна опыта заключается в совершенствовании работы, по созданию системы комплексного подхода к формированию коммуникативных умений и навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями через игровую деятельность.
Из личного опыта работы с детьми вижу, что использование игровых приемов и упражнений, а также компьютерных программ помогает ученикам не бояться высказывать свои мысли, строить правильно свои высказывания, вступать в контакт с собеседником.
Технология опыта
Учитывая данные, указанные в психолого-педагогической литературе, мы при организации и проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями руководствуемся следующими положениями.
Коммуникативные действия делятся на три группы:
1. коммуникация как общение (учет позиции собеседника или партнера по деятельности, понимание возможности разных точек зрения, уважение чужого мнения, умение обосновывать свою позицию);
2. коммуникация как кооперация (согласование усилий по достижению общей цели, умение договориться, умение убеждать и отступать, мирно разрешать конфликт, оказание помощи партнеру по деятельности);
3. коммуникация как средство передачи информации другим людям, способствуют осознанию и усвоению содержания, осуществлению рефлексии, способности задавать нужные вопросы для получения информации).
В структуру логопедических занятий нами включаются специальные игры, задания и упражнения для формирования данных коммуникативных действий. Приведем примеры дидактических игр, которые используются нами в коррекционно-логопедической работе на различных этапах логопедических занятий.
Игра «Назвать одним словом все предметы». Цель: формирование обобщающих понятий. Ход игры: ученику предоставляются карточки с изображением предметов по заданной теме, нужно назвать каждый предмет и все предметы одним словом.
Игра «Придумай второе слово». Цель: закрепление обобщающих понятий. Ход игры: придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свекла – …, кепка – …, молоток – … и т.п.
Игра «Найди лишнюю картинку». Цель: выделять среди предметов общие признаки, уметь систематизировать предметы по группам. Ход игры: Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далекие (ролики, самолет, дыня, верблюд), затем семантически близкие (молоко, сметана, ряженка, ситро).
Игра «Отгадай загадку». Цель: закрепление обобщающих понятий. Ход игры: предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например: Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки (гусь). Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам (верблюд) и т. д.
Игра «Кто как передвигается?» Цель: расширение словаря глаголами. Ход игры: назови, кто и как передвигается (человек ходит, черепаха ползает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает).
Игра «Какие звуки издает?» Цель: обогащение словаря глаголами. Ход игры: назови, какой звук издает данный предмет (дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, шумит, шелестят, журчи).
Игра «Продолжи фразу». Цель: обогащение словаря прилагательными. Ход игры: ученик должен продолжить фразу, подбирая нужное прилагательное. Используются пары картинок (груша сладкая, а лимон - …; дерево высокое, а куст -…; и т. д.).
В процессе формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями на различных этапах логопедических занятий мы применяем интерактивные игры, представленные на сайте mersibo.ru.
Игра «Маша ест кашу». Цель: соотносить смысл картинки и подпись под ней. Игра способствует пониманию смысла прочитанного, умению составлять предложения, обогащению словаря новыми словами. Ход игры. Прочитав предложенные слова и посмотрев на картинку, надо выбрать три слова для подписи под картинкой. Затем нажать на кнопку «Готово».
Игра «Грамотная доставка». Цель: запомнить словарные слова, понимать их значение, уметь правильно их написать. Ход игры: в каждом слове буква пропущена три раза. Каждый раз надо делать выбор, какую букву вставить.
Игра «Сокровища фараонов». Цель: повторить обобщающие понятия. Ход игры: прочитав все слова, ребенок должен выбрать и положить в сундук только те пять слов, которые соответствуют заданной теме.
Игра «Братья по смыслу». Цель: обогащение словарного запаса синонимами; научиться подбирать слова, похожие по смыслу. Ход игры: на экране появляются слова. Нужно щелкать только на синонимы. Когда все синонимы выделены, нажать кнопку «Готово».
Таким образом, представленные выше дидактические игры значительно обогащают и активизируют словарный запас, формируют навыки словоизменения и словообразования и в конечном итоге вырабатывают у учащихся умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно и грамотно выражают их замысел.
Результативность опыта
Таким образом, если на логопедических занятиях с младшими школьниками с нарушением интеллекта использовать комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности: речь, игру, специально разработанные и подобранные упражнения, задания, то это способствует не только формированию коммуникативных умений и навыков данной категории детей, но и развитию речи в целом. У детей начинают появляться попытки контроля совместных действий, улучшаются показатели воздействия на сверстника с целью убедить его поступать в соответствии с намеченным совместно планом. Благодаря помощи учителя-логопеда и в ходе контактов с ним создаются условия для упражнения детей в общении со взрослым на более высоком уровне. Следовательно, полноценное развитие коммуникативных умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.
Список литературы
1. Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И. В. Асташина. – М. : ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», «Дом. XXI век», 2008. – 189 с.
2. Выготский, Л. С. Детская психология: собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский // под ред. Д.Б. Эльконина. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
3. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 223 с.
4. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб: ПИТЕР, 2009. – 320 с.
5. Логопедические интерактивные пособия [Электронный ресурс].
Режим доступа: mersibo.ru
6. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): учебное пособие для студентов. – М. : Классикс Стиль, 2003. – 160 с.
|