Персональный сайт Чесноковой Анны Сергеевны
учителя-логопеда ГБОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа"
Главная | Мой профиль | Выход
Понедельник, 29.Апр.2024, 15:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Открытые уроки [8]
Доклады, сообщения [11]
Портфолио [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Доклады, сообщения

Развитие звукопроизношения у младших школьников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр
08.Дек.2016, 21:11
На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности проблемного ребёнка, вопросы адаптации и социализации. Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания умственно отсталых школьников было и остаётся развитие их речи. При умственной отсталости развитие речи резко задерживается. А от уровня её сформированности в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребёнка. У детей младшего школьного возраста отмечается большая распространённость нарушений фонетической стороны речи. Особенно распространёнными среди дефектов устной речи являются нарушения звукопроизношения.
Недостатки произношения звуков речи в младших классах коррекционной школы характеризуются большим количеством дефектных звуков.
Л.Г.Парамонова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей.
1) У умственно отсталых детей, в связи с недоразвитием познавательной деятельности, оказываются несформированными познавательные процессы, направленные на овладение звуковым составом речи. Звуковая сторона речи почти не привлекает внимание детей, что отрицательно сказывается на формирование звукопроизношения.
2) У умственно отсталых детей имеет место более позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности. Правильная слуховая дифференциация звуков речи требует сформированности процессов анализа и синтеза. Нарушение аналитико-синтетической деятельности у умственно отсталых детей сказывается и на функционировании речеслухового анализатора. По этой причине умственно отсталые дети часто не различают на слух многие звуки, особенно звуки, близкие акустически и артикуляторно.
Трудность слуховой дифференциации звуков речи резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи, так как правильное звукопроизношение формируется только на основе четкого акустического образа звука. Отсутствие четкого акустического образца для подражания у умственно отсталых детей затрудняет процесс «подлаживания» к речи взрослых, совершенствование процесса звукопроизношения до получения адекватного акустического эффекта.
3) Большая распространенность нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей в значительной степени обусловливается также их общим моторным недоразвитием, особенно недоразвитием речевой моторики. При произношении звуков речи осуществляется сложная, тонкая, хорошо координированная работа различных речевых органов, что представляет для умственно отсталых детей большую трудность. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеют место параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи.
4) Дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей нередко бывают связаны с аномалиями в строении артикуляторных органов: губ, твердого и мягкого неба, челюстей.
Следует отметить, что кроме указанных причин в возникновении дефектов звукопроизношения у умственно отсталых детей играют роль и все анатомо-физиологические, психологические и социальные факторы, приводящие к нарушению интеллекта. Таким образом, нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей вызываются комплексом патологических факторов.
Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме. Это относится, прежде всего, к заменам звуков. (Каше Г.А., Воронкова В.В., Карлеп К.К., Петрова В.Г.).
Речь умственно отсталых детей неоднозначна по темпу, у одних детей - ускоренная, у других - замедленная, что во многом определяется преобладанием процесса возбуждения или торможения.
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей (Каше Г.А., Правдина О.В., Ремизова О.Н., Хватцев М.Е., Юрова Р.А.). Устранение дефектов звукопроизношения в коррекционной школе продолжается вплоть до старших классов.
Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью образования новых условно-рефлекторных связей, что обусловливает замедленность и длительность формирования нового звука. Вследствие этого, неправильное произношение того или иного звука упорно удерживается даже в том случае, если произношение изолированного звука удается ребенку сравнительно легко, т.е. если звук уже поставлен (Каше Г.А.). У умственно отсталых детей наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. Иногда бывает достаточно 3-5 занятий, чтобы поставить звук, но автоматизация этого звука в речи заканчивается лишь через 1-1,5 года. Причиной этого являются особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей, отсутствие контроля за собственной речью (Каше Г.А.). У детей наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. В связи с этим следует использовать такие формы работы, которые позволяли бы параллельно с коррекцией звукопроизношения расширять и активизировать словарный запас, формировать основные грамматические категории. В этом неоценимую помощь оказывают речевые игры, активизирующие словарную работу и мыслительную деятельность. Игра – мощнейшая сфера самовыражения. Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.

Дидактические игры для коррекции звукопроизношения
Игра «Назови и отгадай». Цель: закрепить правильное произношение звука (например [З]) в словах, определить его наличие в слове. Материал: картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [З], парные к ним картинки без звука. Ход игры: логопед выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [З]. Например: замок – ключ, коза – корова. Логопед исправляет ошибки в речи детей, выделяя звук голосом. Данную игру можно использовать для закрепления необходимого звука.
Игра «Продолжи слово». Цель: закреплять правильное произношение звуков в словах. Ход игры: логопед произносит фразу, но, не договаривая её до конца, дети должны её закончить, например:
Ра-ра-ра- Рае нравится жа…(ра).
Ру-ру-ру- в роще бродит кенгу…(ру).
Ры-ры-ры- Жора прыгает с го…(ры).
Ро-ро-ро- быстро строится мет…(ро).
Игра «Рыбалка». Цель: упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа. Ход игры. Дается установка: «поймать и назвать слова со звуком [Л]» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ребятам.
Игра «Подбери слово с противоположным значением». Цель: автоматизация звука [Л], обогащение словаря антонимами. Речевой материал: грустный – веселый; добрый – злой; хороший – плохой; старый – молодой и т. д.
Игра «Один - много». Цель: учить детей правильно образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей, автоматизация звука [Ш]. Речевой материал: шип – шипы – шипов; шут – шуты – шутов; шум – шумы – шумов; шарф – шарфы – шарфов и так далее.
Игра «Сложи словечко». Цель: учить детей правильно образовывать сложные слова путем сложения основ, автоматизация звука [Р] в словах. Речевой материал: лес рубит (кто?) – лесоруб; рыбу ловит – рыболов; мусор возит – мусоровоз; мясо рубит – мясорубка; кофе варит – кофеварка.

Игры с мячом, направленные на развитие правильного звукопроизношения
Игра «Кто внимательней?» Цель: развитие быстроты реакции, фонематического слуха и автоматизация звуков. Ход игры: поймать мяч, когда услышишь слово со звуком [Ш] и повторить его. Речевой материал: шуба, мел, шапка, шарф, стол, душ, уши, кровать, школа, карандаш, дым.
Игра «Согласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, автоматизация звуков. - Я буду называть согласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Л] и повторите его.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков – называй». Цель: определение последовательности и количества звуков в слове, выделение заданного звука. Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове, называет их количество и выделяет заданный звук.

Интерактивные игры
Игра «Веселые рыбаки!» Цель: дифференциация «трудных» звуков одной группы. Правила: нужно помочь рыбакам распределить картинки-рыбки по ведрам-буквам. Для этого назвав картинку, надо щелкнуть по соответствующей букве в кружке рядом с картинкой.
Игра «Пожужжим!» Цель: вызвать у ребенка подражание услышанному звуку. Правила: послушав, какой звук издает персонаж или предмет, повторить его максимально точно. Это стимульный материал, который можно использовать в работе с неговорящими детьми, вызывая у них звуки по подражанию.
Игра «Приключения Буратино-1». Цель: ввести в речь звук [Р]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше. Важно обратить внимание на четкое проговаривание слогов, по которым бежит Буратино.
Игра «Ну, заяц, убеги!-1» Цель: ввести в активную речь звуки [С, З, Ц]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше. В игру можно играть с двумя или тремя детьми, если они выполняют ходы по очереди.
Игра «Приключения Колобка-1». Цель: ввести в речь звук [Л]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше.
Игра «Сыщик идет по следу-1». Цель: ввести в активную речь звуки [Ш, Ж]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше. Дополнительно можно попросить ребенка составить предложения с персонажами и предметами на основном поле – там он найдет много «носителей звуков [Ш, Ж]».
Игра «Тик – так - звуки». Цель: побудить ребенка повторить (имитировать) разные звуки. Правила: выбрать картинку, послушать звук, повторить его. Кликая на картинку, можно послушать звук еще раз. Набор звуковых карточек подходит для неговорящих детей с целью вызвать речевую активность.
Таким образом, представленные выше дидактические игры способствуют не только автоматизации корректируемых звуков, но и значительно расширяют и активизируют словарный состав у младших школьников с нарушением интеллекта. Формируют навыки словоизменения и словообразования и в конечном итоге вырабатывают у учащихся умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно и грамотно выражают их замысел.

Список использованной литературы
1. Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом», 2008г.
2. Бадалян Л.О. «Невропатология», Москва, «Академия», 2003г.
3. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2005г.
4. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.
5. Логопедические интерактивные пособия. Mersibo.ru, 2014г.
6. «Психология аномального развития ребенка». Хрестоматия в 2-х томах под ред. В.З.Лебединского, Москва, ЧеРо, 2002г.
7. Степанова О.А. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
8. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития - М.: В. Секачев, 2005г.
Категория: Доклады, сообщения | Добавил: annet
Просмотров: 953 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz